Степень эффективности защиты от корпоративного мошенничества зависит от уровня владения актуальной информацией о методах и способах защиты, подходящих для данного конкретного вида бизнеса. В первую очередь речь идет о компетентном руководстве и работниках отдела безопасности компании.
Сегодня уже очевидно, что традиционные методы оперативного реагирования сотрудников службы безопасности и проверки, внезапные или плановые, не дают желаемого результата. Но продолжать работу по повышению уровня корпоративной безопасности крайне важно. К сожалению, простые попытки предвидения и просчитывания возможных слабых мест и вариантов «затыкания дыр» в безопасности, также слабо эффективны. Так в чем же дело?
Продумывая методы защиты компании от мошенничества со стороны сотрудников, которые будут максимально эффективны, стоит вспомнить теорию «треугольника мошенничества», о которой уже говорилось ранее. Исходя из этой теории, если исключить возможность возникновения хотя бы одного из трех присутствующих факторов, то мошенничество можно предотвратить. Поэтому организацию защиты компании от преступлений будет правильно начать строить по следующим направлениям:
Создание и внедрение эффективно функционирующей системы внутреннего контроля, гармонично взаимодействующей с принципами корпоративного управления. Эффективность этой системы обратно пропорциональна уровню внутрикорпоративного мошенничества. Т.е., чем она выше — тем преступлений меньше. Кроме того, если система выстроена правильно, она поможет не только предотвращать возможные преступления, но также оперативно реагировать в случае, если преступление все-таки было совершено. Здесь уместно будет упомянуть о прозрачности бизнеса. Устраните серые схемы, «черный нал», двойную бухгалтерию, и вы увидите результат практически мгновенно. Сюда же можно отнести создание системы контрактации. Создав последовательную систему выбора поставщиков по принципу: «что закупать и у кого закупать», компания получит мощный антимошеннический ресурс.
Пример руководства. Здесь зависимость также обратно пропорциональна. Чем выше моральные принципы, исповедуемые руководством компании, тем труднее будет мошенникам находить оправдания своим поступкам. Иногда реализация этого пункта вызывает некоторые затруднения. Не стоит фанатично навязывать сотрудникам правила хорошего тона, но дать понять о нетерпимости к нарушению главных правил этики и морали необходимо. Кроме того, следует придерживаться четкой и односторонней политики в этом отношении на практике. И в случае обнаружения и расследования любого совершенного мошенничества, дать однозначно понять, что спуску и пощады преступникам не будет, независимо от целей и объема совершенного преступления, а также не взирая на социальный статус, условия жизни и личные мотивы нарушителя.
Четкая регламентация процедур, проводимых с целью предотвращения, выявления и расследования фактов совершения мошенничества. Наличие таких регламентов и четко описанных схем поведения в той или иной ситуации, позволит поднять эффективность работы по защите компании от корпоративных правонарушений на новый уровень. Благодаря быстрому и эффективному обнаружению и расследованию уже совершенных фактов, но и по предотвращению, доводя до всех работников компании понимание неотвратимости наказания. Кроме того, это способствует максимальной скоординированности действий между отделами и департаментами.
Использование современных технологий. На сегодняшний день существует масса технических средств, позволяющих не только следить за действиями сотрудников в течение всего рабочего дня, но и ограничивать некоторые их действия, к примеру, тайм-трекеры, отслеживающие количество затраченного времени на исполнение той или иной задачи, анализ работы с корпоративной почтой и базами данных. Установка специальной технической защиты позволит своевременно отреагировать при совершении попытки кражи, к примеру, базы поставщиков или ВИП-клиентов.