Причины, из-за которых сотрудники придумывают мошеннические схемы

К сожалению, сегодня мошенничество среди сотрудников некоторых компаний приобретает действительно огромные масштабы. Иногда, не в силах бороться, руководители начинают просто закрывать на это глаза и списывать украденные суммы. Другие доходят до принятия драконовских мер, создавая строгие регламенты и правила, что в свою очередь тоже является крайностью и не является выходом.

К правильному же решению можно придти только путем понимания истинных причин такого поведения сотрудников, и соответственно, принятия адекватных и объективных мер в каждом индивидуальном случае.

Безусловно, индивидуальных причин и мотиваций может быть бесконечное множество, и выявлять потенциальные угрозы безопасности финансовому положению компании следует еще на этапе подбора персонала. Можно выделить 10 наиболее часто встречающихся причин, по которым работники могут совершать правонарушения на своих рабочих местах.

1. Низкий уровень заработной платы.

Является одной из самых часто встречающихся причин. Используя те или иные мошеннические приемы, работники пытаются компенсировать на их взгляд недостаточный доход. При обнаружении такой проблемы следует в первую очередь проанализировать, действительно ли так плохо обстоят дела с уровнем заработка сотрудников в компании, или истина кроется в другом месте. Кроме того, следует четко понимать уровень мотивации каждого сотрудника при приеме на работу и ту минимальную планку, ниже которой опускание дохода неприемлемо.

2. Жадность сотрудника.

К сожалению, для некоторых индивидов даже высокая заработная плата не является стимулом для честной работы. Эпоха потребления и «хватательный рефлекс» неизменно берут свое. Профессиональные маркетологи прилагают все усилия, чтобы люди хотели и покупали все больше. Биллборды, СМИ, интернет пестрят предложениями «выгодных кредитов», с завуалированными реальными ставками, которые в итоге оборачиваются неподъемными обязательствами. Или желание быть лучше (или не хуже) соседа, который купил новую машину и квартиру в кредит. А дальше, известно, берем чужие деньги — отдаем свои. А свои отдавать всегда жалко, и их всегда мало. Вот и начинают по мере возможности и специальности выполнять «левые» заказы. А в конечном итоге страдает бюджет компании.

3. Долги сотрудника.

Иногда эта причина вытекает из предыдущей, иногда является самостоятельной. В любом случае, она имеет место быть, когда у работника имеется большое количество долгов. Но в данном случае нам интересна не столько сама причина, сколько ее следствие, так как, имея беспощадных кредиторов, работник часто готов пойти на любые, даже крайние меры, лишь бы выплатить долг. Нередко встречаются ситуации, когда на работу нанимаются обанкротившиеся предприниматели, которым нужен доход, чтобы оплачивать результаты своей «прибыльной деятельности». Известен не один случай такого мошенничества продукцией или услугами компании в личных интересах. В одной компании, занимающейся продажами программного обеспечения, работник которой, продавая и обслуживая ПО, умудрился закрыть пару десятков тысяч долларов личных долгов всего за полгода «работы». Думаю, не стоит говорить, что заработная плата сотрудника за этот период была значительно меньше.

4. Наличие «черного нала» в компании.

Если компания поощряет оборот неучтенной наличности, и можно без труда и незаметно положить деньги мимо кассы, будьте уверены, их туда кладут. И будут класть. Чем меньше у сотрудников возможности быть пойманным на выполнении неучтенного заказа, тем больше вероятности, что компания теряет прибыль.

5. Завышенная самооценка работника.

Безусловно, на психологические характеристики необходимо делать акцент еще на этапе собеседования. Так как личность с завышенной самооценкой может нанести серьезный урон вашему предприятию, а патологическое стремление к доказательству своей особенности, создает серьезные предпосылки для преступной деятельности. Такие люди без особого труда, и уж тем более без зазрения совести, могут паразитировать на вашем бизнесе, уводя большие потоки денег в свой личный карман.

6. Недооценка руководством.

Часто успех целой компании обеспечивается усилиями одного человека, и если эти усилия не будут вовремя оценены руководством по достоинству, то риск возникновения «параллельного» бизнеса резко возрастает. Именно поэтому необходимо четко понимать истинные мотивации каждого работника, чтобы грамотно и своевременно стимулировать их к развитию бизнеса именно в компании.

7. Игнорирование идей сотрудников.

Практически в любой команде встречаются люди, так называемые экспрессивные (эмоциональные) лидеры. Это неугомонные инициаторы, постоянно стремящиеся что-то изменить, добавить, улучшить. И зачастую они вносят довольно рациональные предложения, которые, к сожалению, в большинстве своем игнорируются официальными лидерами компаний.

8. Месть обиженного сотрудника.

Бывает, что сотрудник, затаивший злобу на компанию, не просто не уходит из нее, но продолжает «усердно работать» налево или еще хуже, на конкурентов. Один из примеров, обиженного сотрудника — риэлтор, обидевшись на компанию, стал оформлять сделки клиентов через другую компанию, за что получал повышенные комиссионные, тем самым мстя обидчику. Довольно приятная для собственного кошелька месть, стоит заметить, и действительно обидная для фирмы.

9. «Не виноватая я — он сам пришел».

Очень часто работников, имеющих доступ к выдаче подтверждающих расходы документов, провоцируют на мошенничество, предлагая так называемое «вознаграждение» за оказанную услугу, например, за выданный чек или документ, подтверждающий проживание в гостинице. Интересно то, что сами они не ищут себе «клиентов», но устоять перед взяткой не могут, и таким образом наносят финансовый ущерб фирме.

10. Вербовка в преступную группу.

В таком случае речь идет уже о более серьезном преступлении, чем выдача левого чека. Некоторые «предприниматели» таким образом, создают себе приличные потоки денег, избегая всех трудностей официального бизнеса, за которые платит невнимательный работодатель. Например, если вы имеете сеть магазинов, нужно быть уверенным, что в них продается только официально получаемая продукция со склада и всё продается только через кассу. За этим стоит наблюдать серьезно, так как продавцы могут наладить сбыт неучтенной продукции купленной на стороне.