«Компенсационное» мошенничество: зло или добро?

Это один из самых безобидных видов мошеннических схем или хищений. Сотрудники не довольны условиями труда или его оплаты и стараются самостоятельно без ведома руководства компенсировать разницу. В данном случае сотрудник сохраняет лояльность к компании.

Наиболее распространенный вид компенсационного мошенничества — это хищение материальных ценностей с рабочего места. Обычно сотрудник присваивает в качестве «компенсации» то имущество предприятия, к которому имеет непосредственный доступ, с которым взаимодействует каждый день. Чаще всего таким имуществом являются расходные материалы, нередко также сотрудники совершают манипуляции с представительскими расходами.

Типичный пример:

Сотрудник, ответственный за заправку принтеров тонером, вместо того, чтобы обратиться в специализированную организацию, производил заправку самостоятельно, оставаясь вечером после работы. Однако оплата за заправку перечислялась бухгалтерией на счет специализированной организации, с которой у сотрудника была договоренность. Организация по обслуживанию компьютерной техники вычитала лишь 25% оплаты, а остальное получал предприимчивый работник. Для него это было крайне выгодно. Для организации, в которой он работал — практически безразлично. Однако, если бы заправка оказалась некачественной, к кому пришлось бы обращаться с претензиями?

Поскольку предприятие не понесло никакого ущерба, то сотрудник был наказан за обман только лишением месячной премии.

Менее типичный пример:

Сотрудник работает в отделе разборки лома, содержащего драгоценные металлы. И небольшую часть выносит с собой за пределы предприятия, считая, что так он компенсирует низкую зарплату.

Но и первый, и второй пример злоупотребления своим профессиональным положением представляет собой опасность тем, что может перерасти в действия, несущие прямую угрозу предприятию. Ведь следующим шагом безнаказанно ворующего работника может стать разработка более серьезной схемы мошенничества.